Согласно СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее - СТБ 18001-2009) под системой управления охраной труда (СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками.

СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда.

СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

Процесс создания и внедрения СУОТ на предприятии включает ряд стадий:

  1. анализ действующей на предприятии СУОТ;
  2. разработка (корректировка существующей) СУОТ;
  3. внедрение разработанной СУОТ;
  4. проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;
  5. контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;
  6. анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

  1. идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда;
  2. идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками;
  3. установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда;
  4. определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда;
  5. обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда;
  6. управление всеми видами документов и данными по охране труда;
  7. идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий;
  8. осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда;
  9. оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда;
  10. расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия;
  11. управление записями;
  12. проведение внутренних аудитов СУОТ;
  13. проведение анализа со стороны руководства.

Для предприятия (и особенно для его руководителей) важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает условно называемую «документальную» СУОТ, которая состоит из:

  • руководства по СУОТ - это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором кратко описываются ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
  • процедур СУОТ. Процедура - это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.;
  • рабочих инструкций. Предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда, включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
  • записей - документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности. Включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем: ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

Рекомендация: о том, что на предприятии разработана и внедрена СУОТ, желательно уведомить местный исполнительный комитет.

За нарушение требований по охране труда законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная (статьей 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) и уголовная ответственность (статья 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь). 


Поделиться: