Система производственного контроля (СПК), прошедшая оценку в установленном порядке, необходима строительной организации (застройщика, генподрядчика, подрядчика, субподряда) для:

  • осуществления строительной деятельности на территории Республики Беларусь (технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31.12.2009г., ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (далее – ТКП №221));
  • получения аттестатов соответствия на осуществление строительной деятельности (постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014г. №25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений»).

Система производственного контроля – это понятие комплексное и включает в себя:

  • организационную структуру;
  • персонал (специалисты), проводящий контроль качества продукции;
  • средства контроля качества выполняемых работ (испытательное, контрольно-измерительное оборудование с действующим сроком его аттестации и поверки);
  • производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.);
  • ТНПА на методы контроля качества работ;
  • документы системы управления качеством.

Все вышеуказанные составляющие должны находится во взаимосвязи и иметь целью обеспечение контроля качества и гарантирование безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.

Организационная структура.

Функции по поддержанию СПК возлагаются на структурные подразделения строительной организации (испытательную лабораторию, отдел технического контроля, отдел качества, службу контроля качества и т.д.). На практике большинство строительных организаций изначально не имеет такого структурного подразделения, поэтому в целях прохождения оценки СПК рекомендуется создавать службу контроля качества. Структурное подразделение должно действовать на основании положения о структурном подразделении, где будут прописаны функции данного подразделения по поддержанию СПК на предприятии (например, положение о службе контроля качества). В структурное подразделение должны входить специалисты (рекомендуется в такое структурное подразделение включать главного инженера, прорабов, мастеров строительной организации), должностные инструкции которых, в свою очередь, должны содержать обязанность по осуществлению контроля качества на определенных уровнях (входной, операционный, приемочный контроль).

Оценке СПК подлежат все виды структурных подразделений организаций, за исключением аккредитованных испытательных лабораторий, область аккредитации которых включает все виды контроля качества в строительстве.

Персонал, проводящий контроль качества продукции.

Для прохождения оценки СПК в штате строительной организации должны быть руководители (специалисты) в области строительной деятельности. ТКП №221 не устанавливает требование о том, что специалисты в строительной организации должны находиться по основному месту работы. Вместе с тем на практике проверяющие организации требуют наличия специалистов в строительной организации именно по основному месту работы. Необходимое количество и виды руководителей (специалистов) в области строительной деятельности определяются исходя из количества и видов строительных работ, заявляемых строительной организацией на оценку СПК.

ТКП №221 устанавливает следующие требования к руководителям (специалистам) в области строительной деятельности, проводящим контроль качества продукции:

  • профессиональное образование;
  • опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;
  • наличие сертификата компетентности в строительстве или аттестата специалиста.

Средства контроля.

Перечень средств контроля, которые должны находиться у строительной организации, определяется исходя из заявляемых на оценку видов строительных работ (услуг).

При оценке СПК к средствам контроля предъявляются следующие требования:

  • они должны быть в наличии;
  • они должны быть в необходимом составе согласно требованиям ТНПА;
  • они должны быть поверены.

Под наличием средств контроля понимается их фактическое наличие у строительной организации (проверяющей организации необходимо предъявить средства контроля в натуре) и документальное подтверждение (проверяющей организации необходимо также предъявить документы, подтверждающие право собственности / аренды на имеющиеся средства контроля: товарные (товарно-транспортные) накладные, договоры купли-продажи, аренды). На практике проверяющие организации требуют наличия у строительной организации всех средств контроля только на праве собственности и лишь в исключительных случаях допускают наличие дорогостоящих средств контроля на праве аренды.

Средства контроля должны быть поверены. Поверка - это вид метрологического контроля, суть которого заключается в подтверждении метрологических характеристик средств измерений (контроля), другими словами - в подтверждении того, что данное средство измерения (контроля) правильно измеряет (контролирует). Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерения (контроля). На каждое средство измерения (контроля) установлен свой срок действия поверки, как правило, он составляет год. Осуществляют поверку средств контроля специализированные аккредитованные организации, например РУП "БелГИМ".

Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.).

На практике проверяющие организации не устанавливают жестких требований к производственным условиям. Основное требование - наличие офиса у строительной организации (в натуре и документально подтвержденное).

ТНПА на методы контроля качества строительных работ (услуг) и требования к строительным работам (услугам).

Фонд ТНПА и технологической документации на выполнение строительных работ (оказание услуг) определяется исходя из вида строительных работ (услуг), на оценку которых заявляется строительная организация.

ТНПА и технологическая документация должны находиться у строительной организации на праве собственности (проверяющей организации необходимо будет представить документы, подтверждающие право собственности, а именно товарные (товарно-транспортные) накладные, договоры купли-продажи). ТНПА может быть на бумажных носителях, а может быть в виде базы данных ИПС "Стройдокумент".

Документы системы управления качеством.

К таким документам относятся: положение о СПК, положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль качества строительных работ (услуг) (например, положение о службе контроля качества), приказы о назначении ответственных за метрологический контроль, ответственных за ведение фонда ТНПА, ответственных за входной, операционный, приемочный контроль, паспорт СПК, перечень средств контроля, перечень ТНПА, перечень специалистов, иные документы.

Порядок оценки СПК.

Оценку СПК проводят аккредитованные в установленном порядке и назначаемые Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь организации по оценке СПК, например РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», РУП «Сертис».

Положительная оценка СПК подтверждается свидетельством о технической компетентности (свидетельство). Срок действия свидетельства - 5 лет.

Инспекционный контроль.

За деятельностью строительной организации, прошедшей оценку СПК и получившей свидетельство о технической компетентности, осуществляется инспекционный контроль проверяющей организацией в течение всего срока действия свидетельства. Инспекционный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок. Плановый инспекционный контроль проводится не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства о технической компетентности и при продлении (дополнении) данного свидетельства.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

  • отрицательных результатов проверок, выполненных органами государственного надзора;
  • изменения методик выполнения контроля.

Инспекционный контроль проводится аналогично первоначальной процедуре оценки СПК. Если по результатам инспекционного контроля выявлены нарушения в СПК, то строительной организации предоставляется 6 месяцев для устранения выявленных нарушений. В случае неустранения нарушений в указанный срок проверяющая организация может принять решение о приостановлении срока действия или отмене свидетельства.

Продление срока действия свидетельства.

Для продления срока действия свидетельства строительная организация за 3 месяца до окончания срока действия свидетельства направляет в проверяющую организацию, выдавшую это свидетельство, заявку со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие СПК. Процедура продления свидетельства аналогична первоначальной процедуре оценки СПК. В случае положительных результатов проверки выдается новое свидетельство на новый срок за тем же порядковым номером.

Дополнение свидетельства (оценка СПК на дополнительную область деятельности).

Для дополнения свидетельства о технической компетентности строительная организация подает заявку в проверяющую организацию, выдавшую ей свидетельство. Проверяющая организация осуществляет проверку строительной организации на дополнительную область деятельности по процедуре, аналогичной первоначальной процедуре оценки СПК.

адвокат,
управляющий партнер адвокатского бюро «Лисица и партнеры»
Лисица Лилия Николаевна


Поделиться: